И Н Т Е Р В Ь Ю .

ВЛАДИМИР ОГНЕВ: ЖИЗНЬ - ЭТО ОРКЕСТР
(интервью на чемоданах)

Владимир Огнев - солист Новосибирской филармонии, дипломант международного конкурса вокалистов имени Н.А.Римского-Корсакова, участник творческого объединения "Арт-собрание".

Мощный, в традициях русской оперной школы, бас, бас cantante - никакими рамками определений не выразить этот уникальный голос. Яркое, незабываемое впечатление оставили у новосибирской публики его партии-роли (да, именно роли! - М.Ф.) Уберто в "Служанке-госпоже"Джованни Перголези и Полифема в "Ацисе и Галатее" Генделя. Плюс ко всему запомнились его выступления под эгидой "Арт-собрания", которые просто поражали громадным спектром жанровых контрастов - от классики до русской песни. Уезжая на гастроли в Австрию, Германию или Ирландию, Владимир часто слышал один и тот же вопрос: "Ты там не останешься?"…

Произошло то, что рано или поздно должно было произойти - Владимир Огнев уезжает в Москву по приглашению театра "Геликон-Опера". И вот, найдя в Володиной квартире островок среди множества вещей и упакованных чемоданов, мы беседуем о пути пройденном и предстоящем. Как переменчива судьба: мог ли я, студент музыкального училища в далеком 1982 году предположить, что буду брать интервью у своего сокурсника? Впрочем, сложно назвать это интервью. Скорее, это диалог старых друзей.


-Владимир, обратимся к началу пути: увлечение рок музыкой, затем дирижерско-хоровое отделение НМУ, потом Вокальное отделение консерватории - в этом была какая-то закономерность, или все было предопределено?

- Определенную роль в моей жизни сыграл человек, мой друг, который приобщил меня к религии, привел в православную церковь. Пение в церковном хоре, вообще хоровое искусство привлекало меня как религиозного человека. Родители очень опасались за меня, так как в ту пору, человек, не скрывающий свою веру в Бога, мог иметь неприятности, меня могли исключить из музыкального училища. С другой стороны, личность, как таковая, не может ярко выразить себя в хоре. Знаешь, как отвечал Утесов на вопрос, нравится ли ему хоровое искусство? Он говорил: "Конечно, нравится, но когда на сцену выходит хор в сто человек и поет "Выхожу один я на дорогу", мне становится смешно…"

- Понятно, но вот я припоминаю, что поначалу ты пел в хоре теноровые партии.

- На дирижерско-хоровом отделении есть предмет - общий вокал. И мой преподаватель, Анатолий Галактионович Жуков, уверенно заявил: "Ты - не тенор, ты бас".

- Ну что ж, с началом пути мы разобрались. Но сейчас, мне кажется, прослеживаются два направления в твоем творчестве: с одной стороны, яркие характерные партии-роли в "Ацисе и Галатее", "Порги и Бесс", "Служанке-госпоже" - с другой, классика оперного искусства: Галицкий в "Князе Игоре", Гремин в "Евгении Онегине". Как ты думаешь, что тебе ближе?

- В свое время я, как музыкант, поставил перед собой цель: научиться петь ВСЮ музыку от старинной до джазовой, не исключая и народную. Я считаю, что универсальность - это и есть профессионализм. Например, врач, если даже он специалист определенного профиля, все равно должен уметь лечить все болезни. То же самое музыкант - должен уметь исполнять всю музыку. Тем более, что сейчас видна тенденция к взаимообогащению жанров, их сплаву, порой вообще совмещению несовместимого. Это чувствуют профессионалы. Кстати, во время работы над оперой Мейербера "Северная звезда" талантливейший дирижер Владимир Юровский сказал мне, что увлечение джазовой музыкой настолько обогащает его, как музыканта, что позволяет порой лучше слышать нюансы классической музыки.

-Владимир, реакцию местных почитателей твоего таланта, знающих твой исполнительский стиль, так или иначе, можно предугадать. А вот какова реакция зарубежной публики?

- Если сравнивать, то мне ближе восточная публика (Япония, Корея). Ближе по моему миропониманию. На Западе тоже хорошо, но более комфортно я себя чувствую на Востоке - как певец, как личность.

- Почему?

- Духовная близость, философское миропонимание. Все-таки культ человека преобладает именно там. Воспевание человека и Бога в нем - основополагающее начало в моем творчестве. И сегодня большинство проблем состоит в том, что человек отошел от себя, забыл, насколько он велик сам по себе. Соприкасаясь же с творчеством, он это совершенно четко осознает: основные проблемы и разрешение их - в самом человеке.

- Если не ошибаюсь, Федор Шаляпин считал своим учителем виолончель, ее тембр. А кто (или что) является твоим учителем?

- Здесь опять философия. Жизнь для меня - это оркестр, в котором мы все музыканты. За пультом стоит Господь Бог. Но мы все разные: одни пилят только свою партию, есть концертмейстеры групп, а есть те, кто отвечает за весь оркестр и слышат всю фактуру оркестра. Так вот, моя задача как личности - научиться слышать эту музыку жизни. А как художника - донести эту музыку до публики.

- Как человек, часто бывающий за рубежом, не мог бы ты ответить: как воспринимает на Западе все происходящее в России творческая интеллигенция - как развитие или как некую новую форму стагнации?

- Развитие.

- А как ты сам считаешь?

- Развитие! Да, конечно, проблем много. Но тем не менее, прогресс очевиден - не ходим строем, не заставляем детей учить стихи о близком безоблачном счастье…

- Теперь самый "оригинальный" вопрос: каковы твои творческие планы?

- Никаковы!

- ?!

- Когда человек строит проекты, чаще всего в жизни оказывается все наоборот. Поэтому в жизни нам даются именно те проблемы, которые мы должны преодолеть сейчас. Мои ближайшие планы - работа над песней "Святая Анна", скоро она выйдет в эфир на суд публики. Здесь я уже выступаю в роли композитора и поэта, аранжировка принадлежит уникальному музыканту Александру Гусеву.

- Отбывая в столицу, что бы ты пожелал себе и новосибирцам?

- Пожелал бы себе все-таки не расставаться с новосибирской публикой. Потому что я ее очень люблю. Сибирская публика искренняя и правдивая. И поэтому я всегда чувствую, как музыкант, как актер, насколько хорошо или не очень получилось. Сегодня пудлику уже обмануть нельзя, и это здорово! Именно отсюда начинается отсчет качества. И сегодня музыканты поставлены в такие условия, когда их творчество должно быть честным на 100 процентов, а если на 99 - то это публика уже чувствует…

Вел беседу Михаил Фокин
СЛОВО СИБИРИ 1997 г. вып. 37 (882)

К списку интервью.



Copyright © 2000 года. При полном или частичном цитировании, заимствовании, использовании ссылка на сайт обязательна.
HIM - о музыкальной группе | регистрация ооо | услуги страхования строительно монтажных работ
Hosted by uCoz